На базе Московского института открытого образования при участии Московского педагогического государственного университета и Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана проведена XVII Международная научно-практическая конференция "Технологическое образование для подготовки инженерно-технических кадров".
В работе конференции приняли участие более 100 человек из 23 регионов России, которые представляли общеобразовательные учреждения и учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждения повышения квалификации работников образования, а также коллеги из Японии и Украины.
В материалах конференции опубликованы статьи специалистов в области технологического образования из России, Японии и Украины. В рамках конференции были проведены пленарные и секционные заседания, организовано посещение ряда общеобразовательных учреждений, устроены выставки методического обеспечения технологического образования.
На конференции были обсуждены следующие проблемы:
Участники конференции отмечают:
Экономика, основанная на знаниях, модернизация и технологическое обновление всей производственной сферы на основе современных инновационных технологий выдвигает особые требования к подготовке кадров высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических специалистов.
Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач модернизации, инновационного и технологического развития, стоящих перед нашей страной, должна начинаться с изучения предметной области "Технология" в общеобразовательной школе и продолжаться в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях. Предметная область "Технология" является основной практико-ориентированной образовательной областью в школе, в которой интегрируются и реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также формируются навыки и умения практической проектной работы, столь необходимые всем современным профессиям созидательного труда.
Именно при освоении предметной области "Технология" учащиеся должны получить исходные представления и умения для анализа и творческого решения возникающих практических проблем, большинство из которых связано с преобразования материалов, энергии и информации, на основе проектирования, конструирования, и изготовления изделий. На уроках "Технологии" школьники получают знания и умения в области технического или инженерного творчества, представления о мире техники и техносфере, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих возможностей.
В настоящее время передовые страны мира, учитывая особую значимость инновационного и технологического развития, технологическому образованию школьников уделяют особое внимание.
Следует отметить большое значение официального признания и начала на высшем государственном уровне работ по технологическому развитию экономики России.
Вместе с тем ситуация с изучением предметной области "Технология" в общеобразовательных учебных заведениях страны во многих случаях не отвечает современным требованиям и продолжает ухудшаться.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования по новому формулируют взгляд на предмет, требуют поиска новых подходов к реализации учебных программ для предметной области "Технология" в основном и старшем звене средней школы.
Сокращение числа часов на изучение предметной области "Технология", устаревшее оборудование учебных мастерских, отсутствие финансирования для приобретения материалов и нового оборудования, недостаточное информационное обеспечение, недостаточная оплата труда преподавателей и, в силу этого, уход из школ учителей технологии, в первую очередь мужчин, приводит к разрушению технологической подготовки школьников и наносит серьезный ущерб технологическому и социально-экономическому развитию нашей страны.
Учитывая значение технологического образования школьников, необходимость приведения его в соответствие с современными требованиями,
Конференция обращается к Министерству образования и науки Российской Федерации:
Конференция обращается к региональным и муниципальным органам управления образованием:
Конференция обращается к Российской академии образования:
Конференция обращается к педагогическим высшим учебным заведениям и учреждениям повышения квалификации работников образования: